Подготовка музыканта-педагога: исторический опыт, проблемы, перспективы

  • 17.04.2019

Программа симпозиума

23 апреля

Вологодский государственный университет, учебный корпус № 7, ул. С. Орлова, 6

9:30 Регистрация

10:00 Открытие сессии

Приветствия

Приятелев Вячеслав Викторович, исполняющий обязанности ректора Вологодского государственного университета, кандидат исторических наук, председатель Оргкомитета сессии

Зенкин Константин Владимирович, проректор по научной работе Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктор искусствоведения, профессор, член Президиума Научного совета по проблемам истории музыкального образования

Осиповский Владимир Александрович, начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области

Доможирова Елена Владимировна, начальник Управления культуры и историко-культурного наследия Администрации г. Вологды

Музыкальное приветствие

Исполнители: лауреат всероссийских и международных конкурсов Фольклорный ансамбль Вологодского государственного университета. Руководитель – Парадовская Галина Петровна, кандидат искусствоведения, профессор

Международная научная конференция «Подготовка музыканта-педагога: исторический опыт, проблемы, перспективы»

Первое пленарное заседание

Ведущие – профессор Адищев Владимир Ильич, профессор Зенкин Константин Владимирович

10:30 – 14:00 Доклады

Адищев Владимир Ильич, профессор кафедры культурологии, музыковедения и музыкального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор педагогических наук

Музыкально-педагогическое образование как предмет научной рефлексии (исторический аспект)

Зенкин Константин Владимирович, проректор по научной работе Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктор искусствоведения, профессор

Российское музыковедение и педагогика. История и требования современности

Железняк Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета, доктор философских наук, профессор

Миссия музыканта-педагога в актуальной социокультурной ситуации

Робустова Людмила Павловна, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент

Музыкант-педагог современной эпохи: ценностные смыслы профессии

Космовская Марина Львовна, заведующая кафедрой музыкального образования и исполнительства Курского государственного университета, доктор искусствоведения, профессор

Подготовка музыканта-педагога: процессы и результаты реформ в XXI столетии

12:00 – 12:20 Кофе-пауза

Дорошенко Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, доктор педагогических наук, доцент

Музыкально-педагогический факультет владимирского государственного педагогического института: история, перспективы

Салитова Фарида Шарифовна, профессор кафедры психологии и педагогики Гжельского государственного университета, доктор педагогических наук

Из опыта функционирования региональных центров подготовки музыкально-педагогических кадров (на примере деятельности музыкального факультета татарскогогосударственного гуманитарно-педагогического университета)

Вахтель Лариса Викторовна, заведующая кафедрой музыкального образования и народной художественной культуры Воронежского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор

Из истории музыкального образования воронежского края

Блинова Светлана Владимировна, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета, кандидат искусствоведения

Музыкально-педагогический факультет вологодского государственного педагогического университета: ретроспективный взгляд

14:00 – 15:00 Обед

Ведущие – профессор Полоцкая Елена Евгеньевна, доцент Гайдай Полина Владимировна

Стоянова Галина Ивановна, приглашенный профессор Департамента информации и усовершенствования учителей при Софийском университете им. Кл. Охридски, доктор педагогических наук

Подготовка школьного учителя музыки: болгарский опыт

Леманн – Верзмер Андреас, директор Института музыкально-педагогических исследований Высшей школы музыки, театра и средств массовой информации г. Ганновера (Германия), доктор философии, профессор

Даль Наталья Владимировна, преподаватель образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке и аспирантуре Академии хорового искусства им. В.С. Попова, magistra Artium

Эффективность обучения музыке в общеобразовательных школах германии (при переходе на программы полного дня)

Морарь Марина Михайловна, доцент кафедры искусства и художественного воспитания Бельцкого государственного университета им. Алеку Руссо, кандидат педагогических наук

Подготовка Учителей Музыкального Воспитания В Республике Молдова: Прошлое, Современность

Момбек Алия Ануарбековна, ассоциированный профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы)

Научные исследования учёных республики казахстан по проблемам музыкально-педагогического образования

Чжен Лиша, преподаватель консерватории при Технологическом университете Гуандуна

(Китай), соискатель кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории им.П.И. Чайковского

К вопросу о влиянии Московской консерватории на развитие музыкальной культуры и музыкального образования Китая

Гайдай Полина Владимировна, доцент кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного  педагогического университета, кандидат педагогических наук

Рецепция идей российской музыкальной педагогики в системе высшего музыкального образования Китая

Седова Елена Евгеньевна, доцент кафедры музыкального образования и народной художественной культуры Воронежского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

Русская консерватория в париже как центр музыкальной культуры российской эмиграции

17:00 – 18:00 Рабочее заседание Научного совета по проблемам истории музыкального образования

24 апреля

Второе пленарное заседание

(Вологодский государственный университет, учебный корпус № 7, ул. С. Орлова, 6)

Ведущие – профессор Алиев Юлий Багирович, профессор Момбек Алия Ануарбкековна

10:00 – 14:00 Доклады

Алиев Юлий Багирович, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва), доктор педагогических наук, профессор

Инновационные образовательные практики учителя музыки общеобразовательной школы (размышления педагога с более чем 60-летним стажем работы)

Кеммельмайер Карл-Йюрген, профессор Института музыкально-педагогических исследований Высшей школы музыки, театра и средств массовой информации г. Ганновера, доктор философии

Информационные технологиив музыкально-педагогическом образовании. Новые дидактические идеи

Брова Татьяна Павловна, профессор кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета, кандидат педагогических наук

О методологической подготовке учителя музыки

Басок Максим Андреевич, профессор кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (г. Екатеринбург), кандидат искусствоведения

Музыкант-педагог общеобразовательной школы сегодня: не возвратиться ли к истокам? (из практического опыта композитора)

Клюев Александр Сергеевич, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор философских наук

Музыкотерапия в подготовке музыканта-педагога

12:00 – 12:20 Кофе-пауза

Карасева Марина Валериевна, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктор искусствоведения

Специфика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в образовательном центре «Сириус»

Джуманова Лола Рауфовна, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения

Новые перспективы традиционных методик преподавания сольфеджио в ДМШ и ДШИ

Соболева Наталья Афанасьевна, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета, кандидат искусствоведения

Современные подходы к подготовке музыканта-педагога (на примере класса дирижирования)

Пылаев Михаил Евгеньевич, профессор кафедры культурологии, музыковедения и музыкального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор искусствоведения, доцент,

Пылаева Лариса Дмитриевна, профессор кафедры культурологии, музыковедения и музыкального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор искусствоведения, доцент

Курс «Шедевры исполнительского искусства» в подготовке будущих учителей музыки

14:00 – 15:00 Обед

15:00 – 17:00 Дискуссия по докладам международной научной конференции. Обсуждение проекта Аналитической записки по итогам конференции.

17:00 – 18:00 Презентация новых изданий по истории и методике музыкального образования:

• Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем: сб. статей по материалам международной научной конференции к 150-летию Московской консерватории / ред.-сост. К.В. Зенкин, Н.О. Власова, Г.А. Моисеев. М.: Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2018.

• История отечественного музыкального образования в документах и материалах: учеб. пособие / ред.-сост. В.И. Адищев; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2018.

• Алиев Ю.Б. Урок музыки: от замысла к реализации. М.: Русское слово, 2019.

25 апреля

9:00 – 9:50 Экскурсия. «Вологодский Кремль»

Ведущие – Воронова Марина Алексеевна, Иванюк Наталья Сергеевна

Всероссийский научный семинар «История Музыкального Образования: Новые Исследования»

(Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Палаты Иосифа Золотого)

Секционные заседания

Секция 1. История и современные проблемы общего музыкального образования

Ведущие – профессор Старчеус Марина Сергеевна, профессор Захарищева Марина Алексеевна

10:00 – 14:00 Доклады

Бурьяк Марина Клавдиевна, директор Новгородской детской музыкальной школы русского фольклора, доктор педагогических наук

Феномен русской народно-песенной традиции в музыкальном образовании

Старчеус Марина Сергеевна, профессор кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов, ведущий научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения

Андрагогика в музыкальном образовании: к постановке проблемы

Белокрыс Михаил Алексеевич, заведующий кафедрой хорового дирижирования и сольного пения Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидат культурологии, профессор

Выпускник московской консерватории Г.И. Тучинский – видный деятель музыкальной культуры России конца XIX – начала XX века

Захарищева Марина Алексеевна, профессор кафедры педагогики и психологии Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, доктор педагогических наук,

Ичетовкина Надежда Михайловна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, кандидат педагогических наук

Музыка в практике воспитания российских гимназий начала XX века

Вилисов Сергей Павлович, преподаватель кафедры вокально-хорового и инструментального исполнительства Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

Проблема содержания отечественного школьного музыкального образования в первое десятилетие после октября

11:40 – 12:00 Кофе-пауза

Мамаева Надежда Павловна, преподаватель Детской музыкальной школы № 6 г. Перми

Программно-методическое обеспечение уроков пения в общеобразовательной школе русского зарубежья (первая половина 1920-х годов)

Жаркова Елена Геннадьевна, аспирант кафедры педагогики Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Идея взаимодействия музыки, литературы и изобразительного искусства в психолого-педагогических работах П.П. Блонского

Останин Петр Петрович, профессор кафедры вокально-хорового и инструментального исполнительства Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат педагогических наук

Г.А. Струве в истории отечественного музыкального образования

Никитина Вера Николаевна, старший научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения

Новые подходы в исследовании музыкального образования

Никитин Юрий Юрьевич, студент Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета

Новые издания о музыкальном образовании в России: издательский аспект

14:00 – 15:00 Обед

Секция 2. Профессиональное музыкальное образование: история, современность

Ведущие – профессор Коломиец Галина Григорьевна, кандидат искусствоведения Моисеев Григорий Алексеевич

10:00 – 14:00 Доклады

Моисеев Григорий Анатольевич, старший научный сотрудник Научно-издательского центра Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения

Церемония открытия Московской консерватории: деконструкция мифа?

Полоцкая Елена Евгеньевна, проректор по научной работе Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения, профессор

«Руководство к практическому изучению гармонии» П.И. Чайковского в контексте времени

Глушкова Ольга Рейнгольдовна, соискатель Государственного института искусствознания

Особенности контингента учащихся Московской консерватории РМО

Мещерина Елена Григорьевна, профессор кафедры философии и общественных наук Московского политехнического университета, доктор философских наук

Проблемы музыкального образования и понимание народности в России первой половины и середины XIX в.

Коломиец Галина Григорьевна, профессор кафедры философии и культурологии Оренбургского государственного университета, доктор философских наук

Вкус как проблема современного музыкального образования

11:40 – 12:00 Кофе-пауза

Бородин Борис Борисович, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, докторт искусствоведения, профессор

В.И. Сафонов и его учителя: к вопросу о преемственности взглядов на фортепианное искусство

Смирнов Дмитрий Владимирович, старший научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент

Собирательская работа этнографической секции Государственного института музыкальной науки и музыкальное образование

Субботина Инна Витальевна, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета, кандидат педагогических наук

Художественно-эстетические тенденции развития хоровой культуры и образования в России рубежа XIX–XX веков

Шестакова Ольга Валерьевна, старший преподаватель кафедры культурологии, музыковедения и музыкального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

Особенности воспитательной работы в отечественных средних специальных музыкальных школах для одаренных детей (1930 – 1980-е годы)

Карелина Екатерина Константиновна, доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения

Преподавание горлового пения в регионах Сибири: историко-теоретический аспект

14:00 – 15:00 Обед

15:00 – 16:50 Школа историка музыкального образования (для аспирантов, докторантов и научных руководителей)

Тема занятия: «Источниковая база исследований в области истории музыкального образования».

Размышляют на заданную тему: профессор Ю.Б. Алиев, профессор В.И. Адищев, профессор С.И. Дорошенко, профессор М.А. Захарищева, профессор Л.М. Космовская, профессор Г.Г. Коломиец, профессор Ф.Ш. Салитова, профессор М.С. Старчеус

17:00 – 18:00 Экскурсия. Музей кружева Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (Кремлевская пл., 12)

Ведущая – Евсеева Юлия Владимировна, генеральный директор Вологодского музея-заповедника

26 апреля

08:00 Отъезд от гостиницы «Спасская» в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

09:30 – 11:00 Экскурсия. Ферапонтово. Музей фресок Дионисия

Ведущие – Бунин Сергей Владимирович, Бунина Оксана Петровна

11:00 – 11:30 Кофе-пауза

Всероссийский симпозиум «Музыкальная культура и музыкальное образование Вологодского края» (Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Конференц-зал)

Ведущие – доктор искусствоведения Долгушина Марина Геннадьевна, профессор Останин Пётр Петрович

Приветствие

Шаромазов Михаил Николаевич, генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника

11:30 – 14:00 Доклады

Саблин Василий Анатольевич, директор Института истории и филологии Вологодского государственного университета, доктор исторических наук

Вологодская культура в контексте эпох: историко-патриотический дискурс

Гусейнова Зивар Махмудовна, заведующая кафедрой истории русской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, доктор искусствоведения, профессор

Обучение певчих в обителях вологодчины (по рукописям вологодского собрания Российской Государственной библиотеки)

Теребова Людмила Владимировна, заведующая научным отделом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Музыкальные инструменты в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Космовская Марина Львовна, заведующая кафедрой музыкального образования и исполнительства Курского государственного университета, доктор искусствоведения, профессор

Музыкальная жизнь Вологды конца XIX – начала XX века (по материалам «Русской музыкальной газеты» Н.Ф. Финдейзена)

Долгушина Марина Геннадьевна, заведующая кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета, доктор искусствоведения, доцент

Музыкальное образование в Вологде: этапы развития

Лобкова Галина Владимировна, заведующая кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения, доцент

Филатенкова Екатерина Константиновна, ведущий специалист Управления по делам культуры мэрии г. Череповца

Вклад образовательных организаций вологодской области в сохранение нематериального культурного наследия

Парадовская Галина Петровна, профессор кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета, кандидат искусствоведения

Изучение и освоение музыкального фольклора как фактор сохранения культурного наследия народа (из опыта Вологодского государственного университета)

Балуевская Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета

Полевые исследования народных музыкальных традиций в научно-образовательной практике Вологодского государственного университета

Федотовская Ольга Александровна, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета

Подготовка педагогов дополнительного образования по музыкальному фольклору в Вологодском государственном университете

Рыськина Елена Александровна, директор Детской музыкальной школы № 1 г. Вологды,

Струментова Ольга Александровна, Гализина Татьяна Юрьевна, преподаватели Детской музыкальной школы № 1 г. Вологды

Первая музыкальная школа в Вологде: от истоков к современности

Шехирева Анна Сергеевна, преподаватель Великоустюгской Детской школы искусств

История фортепианного отделения Великоустюгской детской школы искусств

14:00 – 15:00 Обед

15:00 – 17:00 Экскурсия. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Ведущие – Щурина Елена Геннадьевна, Петрова Наталья Валерьевна

17:00 – 18:00 Итоговое заседание VII сессии научного совета по проблемам истории музыкального образования

18:00 Отъезд в г. Вологду

20:00 Товарищеский ужин

_________________________________

Стендовые доклады

Асташова Надежда Александровна, заведующая кафедрой педагогики Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, доктор педагогических наук, профессор

Педагогический потенциал музыкального творчества А.Н. Стрекалова

Диденко Надежда Михайловна, доцент кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, кандидат искусствоведения

Феномен Arsmemorativa в музыкально-дидактических руководствах нового времени

Егошин Николай Алексеевич, заведующий кафедрой вокально-хорового и инструментального исполнительства Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, профессор

К вопросу о постановке музыкального образования в моногородах уральского региона в 1930 – 1940-е годы (на примере Лысьвенской ДМШ пермского края)

Жабинский Константин Анатольевич, старший преподаватель, библиограф Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова

Вузовский курс «История музыкальной педагогики» в профессиональном обучении современного музыканта

Кузнецова Татьяна Викторовна, профессор кафедры эстетики философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук

Роль «песни» и «диалоговой песни» в эстетическом воспитании

Лесовиченко Андрей Михайлович, профессор кафедры философии и культурологии Сибирского государственного университета путей сообщения, доктор культурологии,

Фаль Елена Даниловна, старший преподаватель кафедры народной художественной культуры и музыкального образования Новосибирского государственного педагогического университета

Музыкально-педагогическое образование в музыкальной культуре Новосибирска

Рачина Белла Соломоновна, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

О профессиональной подготовке учителя музыки общеобразовательной школы

Рахимбаева Инга Эрленовна, директор Института искусств, заведующая кафедрой истории и педагогики искусства Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, доктор педагогических наук, профессор

Музыкально-педагогическое образование в Саратове: становление, развитие, перспективы

Сафонова Елена Леонидовна, доцент кафедры истории и теории исполнительского искусства, старший научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения

О взаимодействии традиций российской и зарубежной скрипичной педагогики в XX веке

Фомин Виктор Павлович, заведующий Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыки и музыкального образования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения

Факторы природной среды в психофизической саморегуляции музыканта: медитативный опыт воинской йоги

Шабалина Людмила Константиновна, профессор кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, кандидат искусствоведения

Подвижник музыкального образования Иван Александрович Ляпустин (годы консерваторского обучения)

Шевелев Александр Николаевич, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор

Российское учительство: традиции и современное состояние