Международная конференция «Проблемы методологии искусствоведения»

  • 04.01.2018

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Общество теории музыки
13–14 марта 2018 года

Международная научная конференция
Проблемы методологии искусствоведения

 

Осмысление и систематизация методов исследования является необходимой фазой любой науки, достигающей достаточной зрелости. Проработка данной проблемы в отношении музыкознания (музыковедения) необходима в данный момент также и в силу практической необходимости. К примеру, хорошо известно, какие затруднения у диссертантов обычно вызывает раздел автореферата диссертации «Методы исследования», который часто пишут либо формально, либо с очевидными несуразностями. Настало время навести порядок в данной области.

Предполагается рассмотреть музыковедческие методы в междисциплинарном контексте и прежде всего в контексте искусствоведения, тем более, что, согласно номенклатуре ВАКа и аспирантуры музыковеды определяются как искусствоведы. Но дело не только в этой формальной причине. Методы смежных искусствоведческих дисциплин могут дать немало ценного, хотя об их прямом перенесении не может быть и речи.

В ходе пленарных заседаний и круглых столов предполагается обсуждение следующих вопросов:
- возможно ли создание реестра методов музыковедения / искусствоведения?
- музыковедение в методологическом поле истории культуры;
- корреляция методов музыковедения и других искусствоведческих дисциплин;
- проблемы понятийного аппарата и терминологии музыковедения;
- проработка методологии изучения новейшей музыки;
- проблемы методологии этномузыкознания;
- проблемы методологии комплексного изучения музыкального театра;
- методологические проблемы источниковедения, текстологии, иконографии;
- методология применения нумерологии в исследованиях музыки Востока и Запада;
- методология научных исследований в эпоху плюрализма музыкальных культур;
- методология изучения исполнительского искусства;
- история искусства и эстетика: общность и различие методов исследования и способов интерпретации;
- методологические сопряжения музыкальной науки и философии;
- гносеологические и герменевтические аспекты истории искусства как науки;
- история методологии искусствознания, актуальность и актуализация принципов Венской формальной школы, Школы анналов и т.д.

Просьба присылать заявки с указанием темы, кратких тезисов (до 150 слов), сведений об авторе (место работы, должность, ученая степень при наличии, актуальный электронный адрес) до 18 февраля 2018 года на адреса nauka@mosconsv.ru и kzenkin@list.ru.