Ильдар Ханнанов. Репортаж с конференции ЕВРОМАК-9 из Страсбурга

  • 18.08.2017

Решение организационных вопросов

Европейская конференция по музыкальному анализу (European Music Analysis Conference, EUROMAC) — пожалуй, центральное событие в мире теории музыки в Европе. Проводятся эти конференции раз в три года и собирают около 400 участников из всех стран Европы, а также из США, Юго-Восточной Азии и из Центральной и Южной Америки. Российские ученые стали принимать в них участие с 2011 года, с Евромак-7 в Риме. С каждой конференцией присутствие музыковедов из России увеличивалось в числе. В Левене, на Евромак-8 в 2014 году, было организовано специальное вечернее заседание, озаглавленное “Welcome Session for Russian Music Theory” (Приветствие российской теории музыки). Наше Общество теории музыки официально приняли в содружество Евромак. С тех пор группа российских исследователей выступила также и на конференции американского общества теории музыки (SMT) в городе Сент Луисе. И в этом году, на Евромак-9 в Страсбруге, наши коллеги показали себя с самой лучшей стороны. Необходимо сказать, что ситуация «все как обычно» сложилась для российских участников этих двух крупных международных форумов не сразу. С 2011 года наблюдается эволюция взглядов наших западных коллег, от скепсиса к полному принятию в свой круг.

30 июня, в программе Евромак-9 в Страсбурге, прошло Деловое Совещание европейских обществ теории музыки и анализа, открытое для всех участников этой конференции. На повестке дня было принятие в члены содружества Евромак польского и хорватского обществ, утверждение постоянного научного комитета Евромак и рассмотрение предложения провести Евромак-10 в Москве в сентябре 2020 года. Утвердили Комитет, состоящий из восьми постоянных членов — представителей каждого национального общества. Заявка российского Общества теории музыки на проведение Евромак-10 в Москве прошла единогласно. Это означает, что впервые в истории России в Москву приедет весь цвет мирового музыкально-теоретического сообщества, а Московская консерватория будет принимать коллег со всего мира  в своих стенах. Задача как радостная, так и очень сложная. На лидерах Общества теории музыки лежит большая ответственность. Впрочем, нет никаких оснований сомневаться, что с этой задачей мы справимся.

Участие российских коллег в Евромак-9 в Страсбурге

В Страсбурге, на Евромак-9, программа была очень насыщенной. Приехали ведущие музыковеды Европы и США. Российские участники прошли отбор на общих основаниях и выступали на равных правах со всеми. В первый день было заседание, посвященное музыке Арво Пярта, с докладами Елены Токун и Светланы Савенко. Оба доклада прошли очень хорошо, было много вопросов и завязалась интересная дискуссия. В частности, обсуждалось своеобычное место в современном музыкальном искусстве. Во второй половине дня были выступления Ярослава Станишевского и Елены Ровенко. Доклад Ярослава произвел глубокое впечатление на ведущего заседание, профессора Филлиппа Лалитта, так что на следующий день два исследователя беседовали на протяжении длительного времени, кажется, с пользой для обоих. Необходимо отметить, что Ярослав выступал на одном заседании с известным музыковедом-когнитивистом из США, Ларри Збиковски. Несомненно, такое соседство и почетно, и связано с важными перспективами в развитии отношений российской и американской традиций. А доклад Елены Ровенко о музыке Дебюсси и философии времени Анри Бергсона вызвал такую бурную дискуссию, какой автор данных строк не видел за долгие годы участия в конференциях. Вопрос о том, как можно подвергнуть анализу элюзивные временные потоки, представленные в учении Бергсона, был задан сразу несколькими слушателями, включая Жан-Пьера Бартоли, профессора Сорбонны и одного из организаторов Евромак-9. Вопрос очень интересный. Анализ предполагает рассечение (расчленение) на отрезки. В некоторых стилях, как скажем, в 12-тоновой музыке, композитор сам предлагает материал, предназначенный для анализа. А в музыке Дебюсси скальпель метода Декарта может нарушить тонкое интуитивное дыхание музыкальной материи. То, что доклад молодого исследователя вызвал такую бурную реакцию коллег, говорит об очень успешном выступлении и важной, актуальной теме доклада.

Не сбивая темпа, конференция продолжилась вечером. В 17.00 прозвучало три пленарных доклада, от французского, немецкого, и польского обществ. Славомира Коминек— президент польского Общества музыкального анализа — представила доклад Ивоны Линдштедт о теории сонорности гармонии Йозефа Михала Хоминьски. Этот доклад раскрыл перед западными коллегами совершенно новую для них тематику. В России, в советской теории, была широко распространена концепция трех сторон аккорда— функциональной, линеарной, и фонической. Хоминьски был известен теоретикам 1970-80-х в СССР. Его труды по сонологии развивали идеи фонической стороны гармонии на примерах из музыки Лютославского, Сероцкого и Пендерецкого. На Евромак-9 это пленарный доклад был настоящим открытием. Он также был вполне совместим по научному аппарату с французскими исследованиями по спектральной музыке. Поcле серии пленарных докладов было заседание молодых ученых. В нем приняла участие Елена Журова с кратким сообщением по трехступенчатой системе музыкального образования в России и теории музыкального содержания. Елена Журова также представила стендовый доклад на эту тему, что включало представление стенда и выступление с кратким докладом по его теме утром 30 июня.

Утром второго дня конференции прозвучал доклад Марины Карасевой о мобильных устройствах, используемых в обучении сольфеджио. Также в это утро выступили и несколько музыковедов, работающих за рубежом, но получивших образование в России. Так, с важным для российской традиции докладом о гармонии в музыке Кастальского выступила Елена Чернова из Регенсбурга; Карина Зыбина из Зальцбурга поделилась результатами своего исследования о версиях «Лакримозы» Моцарта, а Елена Бакулина из Техаса предложила интересный доклад о возможных связях между концепциями Льва Мазеля и Хайнриха Шенкера. Сусанна Касьян из Сорбонны выступила с очень актуальным докладом о собственно музыкальной форме в Kyrie из мессы Окегема. Чрезвычайно интересным и актуальным оказался доклад молодого исследователя из Дании Томаса Кьеркегора о сравнении учений Римана и Шенкера. Томас известен российским коллегам по его участию в конгрессе Общества теории музыки в Москве в 2015 году. Он представляет традицию, сохранившую идеи Хуго Римана. На Евромак-9 он приехал со своим научным руководителем. По его словам, планируется конференция в Дании по вопросу о функциональной теории гармонии.

Во второй день конференции, в два часа, прошли восемь параллельных заседаний. Одно из них было посвящено теории модуляции в действии, в восприятии слушателя. Ее провел автор этих строк  и коллеги Димитар Нинов, Иван Мощук и Милош Заткалик. Модуляция в тональность доминанты предполагает долгий и извилистый путь, так как в масштабе формы (скажем, барочной двухчастной) композитор должен убедить слушателя отказаться от простого отношения тоники и доминанты в рамках одной тональности. Отклонение и собственно модуляция могут плавно переходить одно в другое, а в крупной форме разделяются синтаксические и асинтаксические модуляции (такие, которые помогают форме и такие, которые на время препятствуют ее утверждению). Проблема модуляции усложняется в позднеромантической музыке: в первым такте Этюда-картины Рахманинова до минор, оp. 39 №1 модуляционный процесс начинается с середины, а отношения трех главных функций получают новую интерпретацию. Резкие переходы и незавершенные модуляции свидетельствуют о работе с психологией влечения и запрета, в терминологии Фрейда. Заседание завершилось круглым столом, на котором коллеги из Голландии Карс де Йонг и Берт Муиман присоединились к игре модуляций на рояле.

В тот же день, в пять часов вечера, наше Общество теории музыки представило свой пленарный доклад. Его прочитала профессор РАМ имени Гнесиных Татьяна Цареградская. Тема доклада — "Жест в музыке композиторов 20 века" — вызвала глубокий интерес слушателей, среди которых были Ларри Збиковски и Майкл Спицер, два известных специалиста по музыкальному жесту. В докладе рассматривались произведения как западных композиторов (Лахенмана, Фернехоу), так и российских (Шнитке). Доклад содержал красочные иллюстрации, видеоматериалы, множество музыкальных примеров. Было много интересных вопросов как сразу после пленарного доклада, так и в последующие дни. Важным было различение на эргономичные и неэргономичные жесты. Обсуждалось отличие жестов и, в целом, аспектов телесности в музыке 20 века от жестов в романтической парадигме.

Вечером этого дня наше Общество теории музыки провело консультации для молодых специалистов по вопросам профессионального развития и участия в научной деятельности в России. К нашему столику подходили студенты и аспиранты, многие интересовались обучением в России, исполнительскими и исследовательскими проектами.

В третий день конференции, утром, прозвучали доклады Натальи Плотниковой о контрапункте в хоровых произведениях Василия Титова и Людмилы Казанцевой о семантике тональностей. Западные коллеги, вероятно, впервые увидели монументальные партитуры хоровой музыки Титова. Никола Меюс и другие специалисты по музыке барокко проявили искренний интерес к техникам канона и имитационной полифонии в сверхмногоголосной фактуре. А доклад Людмилы Казанцевой предложил смысловую интерпретацию тональностей, выраженную в метафорах и исторических свидетельствах о восприятии тональностей композиторами. Оба доклада прошли очень удачно, вызвали ряд вопросов и произвели хорошее впечатление на слушателей.

Необходимо отметить, что все участники из России хорошо подготовились к докладам. Качество выступлений на английском языке было на должном уровне, все было понятно, дикция не подвела никого. Это было особенно важно, учитывая то, что следующий Евромак состоится в России. От нашей делегации ожидали хороших выступлений, и ожидания коллег оправдались.

Ситуация в теории музыки сегодня и перспективы российского участия

Судя по названиям докладов и по их содержанию (например, Interactions between Topics and Schemata: The Case of the Sacred Romanesca, Questioning Theoretical Robustness: Quasi-Integration of Neo-Riemannian and Schenkerian Theories, или The Loosely-Knit Subordinate Theme in the Classical Style: A Phrase Rhythmic Perspective, см. Программу конгресса в приложении), лидирующую роль в создании концепций и методов теории музыки играет североамериканская традиция. Материал используется европейский, а его концептуальная интерпретация par excellence американская. Вне зависимости от формулировки тем, доклады на Евромак-9 продемонстрировали удивительное единство подходов. Их можно разделить на несколько категорий. Самой яркой и привлекательной идеей на сегодняшний день представляется концепция музыкальных формул (schemata theory) Роберта Гьердингена, профессора Northwestern University. В его книге Music in a Galant Style («Музыка галантного стиля») эта концепция представлена как ряд шаблонов, моделей (Satzmodelle), или партименти (partimenti), используемых композитором без уточнения функциональной структуры гармонии (таков главный постулат теории Геордингена; он возвращает в круг обсуждения шаблоны как абсолютную альтернативу тонально-гармоническим функциям, тональности, построенной на их основе, и как следствие, классическим формам). Как представляет автор, музыка создается как ряд формул, схожих с последовательностью оборотов в фигурном катании. Эти формулы запоминаются как единое целое и складываются в кратковременной памяти. Гьердинген использует как широко-известные названия формул (секвенции monte и fonte), так и придуманные им самим (Prinner, Fenaroli). Несмотря на простоту и досадное упрощение понимания творческого процесса, этот метод получил максимально широкое распространение в теории музыки сегодня.

Второй по популярности топик это, пожалуй, теория сонатной формы Джеймса Хепокоски и Уоррена Дарси. Терминология, введенная в их труде Elements of Sonata Theory (Элементы Теории Сонаты) употребляются европейскими коллегами как постулаты учебника. Также широко обсуждается тема каденции, развитая в недавних публикациях Уильяма Каплина. По инерции, европейские теоретики продолжают использовать категории американского шенкерианства. Трансформативная теория и неоримановский ее вариант также имеют хождение.

Несомненно, в контрасте с перечисленными инновациями, остаются в силе и важнейшие континентальные традиции, даже если они сегодня менее активно представлены в публикациях и докладах. Очень сильной является французская система, основанная на тесном взаимодействии теории музыки и теории литературы. Об этом, собственно, и шла речь в главном пленарном докладе, прочитанном Мари-Ноель Массон и Жан-Пьером Бартоли. Это—одно из перспективных направлений собственно европейской концепции музыкального анализа. Английская модель музыковедения—дисциплины, совмещающей в себе глубокую проработку первоисточников, университетскую широту взглядов и точный критический подход к анализу музыкального произведения—еще один возможный вариант собственно-европейской системы, тесно-связанной с  музыкальной наукой Европы прошлых столений. Итальянская теория композиции 17-18 веков может послужить основой пересмотра как современной, так и традиционной концепций теории музыки и музыкальной педагогики. Немецкая теория музыки, кажется, медленно возрождается после потрясений середины 20 века. В целом, процесс восстановления и возрождения теории музыки в Европе налицо. Одним из важнейших компонентов этого процесса представляется участие России. От нас, вероятно, потребуется возвращение идеи тональности—так как только у нас она сохранилась в том виде, в котором ее создали теоретики—современники великих композиторов тональной музыки. В теории классических форм русская традиция сохраняет многое из того, что было утеряно на Западе, и, в этом смысле, мы предложим очень важные и актуальные темы. Анализ музыкального произведения—грандиозный проект советского времени—также может пригодиться в процессе европейского возрождения.

Судя по общему настроению, наши коллеги из семи обществ теории музыки ожидают от встречи в Москве очень больших перемен. Москва—как видно на двуглавом гербе России—место встречи Запада и Востока. Евромак-10 будет открыт и для коллег из Греции, специалистов по древнегреческой теории и по византийской гимнологии, и для музыковедов из стран восточной и северной Европы. Американским коллегам будет гарантировано, традиционно, достаточное и равноправное участие. Теория музыки должна преодолеть схизмы прошлого и объединиться вновь для решения актуальных задач.